Дидактические
игры, способствующие развитию слухового внимания и фонематического слуха и звуковому
анализу слогов.
1. «Весёлые пуговички»
Возьмите разноцветные пуговицы. Подберите неречевые звуки.
а). Потренируйтесь с ребёнком выкладывать пуговицы одного цвета /размера/, только тогда, когда ребёнок услышит 1 определённый неречевой звук /хлопок в ладоши или звон колокольчика…/ Спросите у ребёнка: «Сколько раз прозвенел колокольчик?» /Количество звуков колокольчика и количество пуговиц должно быть одинаковым/
б). Игру проводим с усложнением:
- Добавляем второй звук и используем вторую пуговицу. Потренируйтесь с ребёнком выкладывать пуговицы одного цвета /размера/ на звук колокольчика, другого цвета – на хлопок в ладоши. Предложите выполнить данные действия самостоятельно.
Спросите у ребёнка: «Сколько раз прозвенел колокольчик /?» /Количество звуков и количество пуговиц должно быть одинаковым/
2. «Угадай звук по артикуляции»
Взрослый показывает артикуляцию звука, а ребёнок произносит звук, который увидел.
3. «Сигнальщики»
Перед ребёнком лежат звуковые символы «А», «У», «И»
Взрослый равномерно произносит гласные звуки: А, У, А, И, У, А, У, И…
Ребёнок должен поднять символ того звука, который он услышал.
4. «Укрась коврик»
Для проведения этой игры Вам необходимо
а). изготовить «Коврик» Размер каждой клеточки 3*3см
б). символы звуков «А», «У», «И» по 3 штуки каждого
Проводится игра, сидя за столом.
Предложите ребёнку украсить символами звуков коврик. Вы называете слова, выделяя 1 звук в слове /ААААист/, а ребёнок в каждую клеточку кладете тот символ звука, который стоит первым. Внимание: каждая клеточка - это новое слово. Начинаем с верхней левой клеточки.
Слова: Уля, Аня, Инна
Арка, Ива, Ухо
Иглы, Улица, Аист
Когда все клеточки будут заполнены, попросите ребёнка назвать звуки:
- Слева - направо в 1 ряду, во втором, в третьем
- Поиграйте с украшенным ковриком в «прятки»:
Какой звук спрятался между звуками «У» - «И», «А» - «У»..
5. «Эхо» /Играем со звуками «А», «У», «И»/
Взрослый придумывает песенки из предложенных гласных звуков, а ребёнок должен повторить эти песенки.
6. «Зашифруй слова»
Предложите ребёнку «зашифровывать» песенки героев.
Подсказка для родителей: АУ, УА, УИ, ИА
"Герои" представлены из "Тетрадь логопедических заданий. Старшая группа" Авторы Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.
Вот, например, зашифруйте слово, так кричит ослик – ИА.
Ребёнок составляет схему услышанного слога, выкладывая звуковые символы на звуковую дорожку.
Звуковая дорожка /высота дорожки 3 см, длина 15 см. Слева точкой отмечаем, начало слога.
·
Выкладывать песенки начинаем от точки.
Когда ребёнок выполнил задание, то взрослый спрашивает:
- Сколько звуков в этом слоге?
- Какой первый звук?
- Дай характеристику первому звуку.
- Почему этот звук гласный?
- Как обозначаем этот звук?
- Назови последний звук.
- Дай характеристику последнему звуку.
- Почему этот звук гласный?
- Как обозначаем этот звук?
- Прочитай, что получилось.