Игры для запоминания букв
На первоначальном этапе запоминания букв лучше не углубляться в понятия «звук- буква». Нужно говорить о буквах, произнося их звуками : не «бэ», а «б», не «эр», а «р». При этом произносить их быстро и кратко. Так ребенок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги. При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, так как при узнавании буквы ребенок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку, поэтому дорисуйте или наклейте дополнительно картинки, начинающихся с соответствующих букв. Ребенок запомнит буквы легче и быстрее, если используется все его тело, поэтому попробуйте изобразить те буквы, которые запоминаются с трудом. Ф стоит подбоченясь – положите руки на пояс. Х – руки и ноги в стороны. В – возьмите 2 подушки. М – возьмитесь с ребенком за руки. Г – вытяните руку вбок. Придумайте сами, на что похожи буквы, попросите ребенка придумать. Почитайте азбуки, например В.Степанова, С.Маршака, Г.Виеру.
Игры, способствующие запоминанию букв:
- Сделайте из пластилина колбаски и попросите ребенка сделать букву. Можно сделать буквы: Г, Л, О, Ь, Б, В, М. Предложите ребенку изменить что-то в полученной букве так, чтобы получилась другая буква.
- «Конструктор»
Такой конструктор можно сделать из картона, пенопласта, проволоки или другого материала. Палочек сделайте по 8 – 10 штук, остальных деталей хватит по 4 штуки. Из этого конструктора можно делать не только буквы русского алфавита, но и английского, немецкого, французского.
- Напишите букву крупно на листе бумаги, обведите ее всеми пальцами, предложите нарисовать в воздухе сначала правой рукой, затем левой.
- По контуру буквы налейте клей. Насыпьте крупную соль или любую крупу. Можно сделать буквы из различных материалов: наждачной бумаги, оклеить разной по фактуре тканью. Попробуйте определять буквы на ощупь.
- Насыпьте на лист любую крупу и пишите буквы пальцем.
- Находите знакомые буквы в словах, вычеркивайте определенную букву в газете.
- Нарисуйте буквы крупно простым карандашом и дайте обвести ребенку их цветными карандашами.
- Нарисуйте контур буквы простым карандашом, рассмотрите букву, какая она не красивая, бледная. Предложите украсить букву - выкладывайте разноцветными пуговицами по контуру буквы. Кладите пуговицы по очереди с ребенком: он пуговицу, вы. Рассмотрите теперь - какая она стала красивая, разноцветная. В дальнейшем напишите короткое слово, состоящее из 3-4 букв и так же украсьте его, но обязательно начинайте слева, ведь ребенку надо привыкнуть к тому, что мы читаем и пишем слева на право.
- Используйте трафарет с буквами, дайте ребенку цветные ручки, фломастеры и пусть он рисует буквы.
- Игра в магазин, оплата пластмассовыми или картонными буквами.
- Печенье в виде букв.
- Плакаты с буквами, но к каждой букве не менее двух картинок.
- Возьмите копировальную бумагу, положите ее на лист бумаги и покажите ребенку, как можно писать пальцами буквы.
- Если у вас есть магнитная азбука, то на видном месте (например, на холодильнике) прикрепите 5 букв и каждый день заменяйте 2 буквы. Спрашивайте у ребенка – какие буквы исчезли, а какие появились.
- «Буквоед»: написать испорченные буквы и попросить ребенка восстановить их, пишите так, будто часть букв поел жучок, сначала пусть будет мало испорченных мест и буква будет легко узнаваема, затем можете усложнять задание. Так же писать целые слова испорченными буквами.
Вашему вниманию предлагается достаточно много игр, но это не значит, что надо все их использовать. Выбирайте те, которые могли бы быть интересны вашему ребенку, понятны вам, которые вам легче сделать.
По материалам странички сайта группы №10 МАДОУ № 61