Рекомендации по проведению
ДОМАШНЕГО РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ
Только в процессе общения с окружающими людьми формируется детская речь! Главную роль играет, конечно, общение с родителями. И если перед логопедом стоит задача исправить дефекты речи, возникшие при неправильном речевом развитии, то задача родителей — обеспечить нормальное развитие устной речи своего малыша:
развитие связной речи
развитие грамматического строя речи
развитие правильного звукопроизношения
Как известно, что в процесс успешного обучения входит следующая цепочка:
Педагоги /логопед + воспитатель/ + Ребёнок + Родитель
Специалист — логопед обычно дает домашнее задание, или вы подбираете материал к домашним занятиям с ребенком самостоятельно.
Основные правила, которые нужно учитывать родителям, когда они занимаются дома с ребенком
1. Пособия и литература для домашних речевых занятий должны соответствовать возрасту ребенка, с небольшим плюсом – минусом.
2. Занятия должны, по возможности, проходить в одно и тоже время. И тут надо постараться «взять себя в руки», никакие отговорки от взрослого не принимаются. Например: «Мне надо было в парикмахерскую». Дети это чувствуют, и если время будет периодически переносится, то учебный настрой у ребёнка пройдёт. И в следующий раз ребёнка будет сложно уговорить заниматься.
3. Занятия лучше проводить в одном и том же месте, например, за детским столом. Если, конечно, другого не требует направленность занятия — например, задания с водой лучше проводить на кухне или ванной.
4. Длительность домашнего речевого занятия с ребёнком и дошкольного возраста длится от 15 до 30 минут. Начинаем от 5-10 минут, обязательно с частой сменой деятельности. Например, позанимались с фигурами, затем физические упражнения, затем порисовали.
5. Помните, что ведущий вид деятельности у ребёнка дошкольного возраста – игра. Поэтому все задания должны обыгрываться.
Структура домашнего речевого занятия
1. Организационный момент.
Ребёнку и Вам надо настроится на занятие. Например, можно сказать: «А теперь мы с тобой пойдем в гости к звуку С» и так далее.
2. Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для языка и других частей артикуляционного аппарата. Рекомендуем выполнять каждое упражнение от 5 до 10 раз.
3. Пальчиковая гимнастика.
Активные движения пальчиками, которые выполняет сам ребёнок по показу взрослого.
Пассивная пальчиковая гимнастика – выполняет взрослый руками ребёнка.
Самомассаж — делается как руками ребёнка и взрослого, так и с помощью различных приспособлений. Например, массажируем ладошки и пальчики прокатыванием грецких орехов.
4. Дыхательная гимнастика.
У детей очень часто встречается неправильное речевое дыхание. Это значит, что ребёнок не соблюдает необходимой последовательности: проглатываем слюни – вдох — на выдохе произносим слова. Существует много игр и приёмов, методик, чтобы добиться правильного дыхания. Например, игры с водой – «Буря», когда дуем через трубочку в ёмкость с водой, сильно или слабо, но долго. Взрослый координирует задания и следит за правильностью их выполнения.
5. Автоматизация поставленного звука
/работаем по рекомендации логопеда /